Vt. Paul bei der Myronsalbung

10. Священник Пауль Зонле (1942-2008)

Прежде чем продолжить рассказ об истории прихода, остановимся немного на достойнейшем его священнике отце Пауле Зонле, который окормлял вышеописанные церкви в качестве незаменимого помощника отца Митрофана.

Доктор филологии штутгартец Вернер Зонле принял крещение во Франции в Леснинском монастыре Русской Православной Церкви Заграницей в 1969 году. Его духовным отцом и восприемником был архиепископ Иоанн князь Шаховской. В 1972 году Пауль Зонле был посвящен в иподиакона, а в 1982 году рукоположен во диакона в церкви святителя Николая в Штутгарте, где и служил до 1993 года, когда по причинам личного порядка перешел в православную общину св. пророка Илии в Штутгарте. Священноначалие РПЦЗ запретило отца Павла в служении, но вскоре и восстановило его в сущем сане без благословения служить на приходе о. Митрофана.

Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь в 90-е годы не состояли в общении в таинствах, поэтому формально запрет не имел силы. Священноначалие этих двух церквей вело очень сложные переговоры на пути к объединению, которое в те годы предпринял русский патриарх Алексий II. Это долгое время удерживало архиепископа Берлинского и Германского Феофана от того, чтобы рукоположить отца Павла в священники или даже просто разрешить ему служение в сане диакона.

Для отца Павла это было тяжелым испытанием: семьи у него не было (кроме больной сестры, за которой он присматривал), а желание служить Господу было смыслом всей его жизни. Отец Митрофан вместе с общинами много лет усиленно ходатайствовал о поставлении о. Павла в священники. Писались письма в Москву, собирались подписи. На всех церковных богослужениях в эти годы отец Пауль неизменно исполнял обязанности простого алтарника и был верным помощником настоятеля и ближайшим его другом и соратником. Лишь в 2001 году архиепископу Феофану удалось назначить его на диаконское служение на приход св. пророка Илии. И в 2002 году он рукоположил его во священнический сан, что произошло очень вовремя, потому что здоровье отца Митрофана стремительно ухудшалось, и он не мог больше регулярно ездить в Тюбинген.

До самой своей смерти в 2008 году отец Пауль совершал все требы и службы в Тюбингене и мечтал по выходе на пенсию совсем туда переехать. Он уже даже нашел квартиру с опекой, потому что ему она требовалась по состоянию здоровья. Но Господь его призвал на 67 году жизни после осложнений от химеотерапии и травмы легких, которую он получил при ДТП, совершая в гололед поездку на Рождественскую службу из Штутгарта в Тюбинген. Последние богослужения в Тюбингене он вел на Страстной Неделе каждый день. Во время службы Великой Субботы он был так слаб, что прихожане выразили готовность поддерживать его воздетые в молитве руки, чтобы они не опускались, подобно тому, как Аарон поддерживал руки Моисею во время битвы с амаликитянами.

После Пасхи отец Митрофан уговорил отца Пауля лечь в больницу, и тот послушался его, хотя и предчувствовал, что оттуда он уже не выйдет. Так и случилось. 13 июля 2008 года он отошел ко Господу в реанимации под чтение Евангелия Штутгартской прихожанкой, которая его навещала каждый день. Вечная ему память! Прихожанам на всю жизнь он запомнился как добрый, радостный и смиренный слуга Божий, очень ответственно относящийся к своим обязанностям и к каждому человеку, исполненный чистого и непорочного благочестия перед Богом и Отцом, про которое в Евангелии сказано, что оно «есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). После смерти отец Пауль явился во сне той прихожанке очень радостный и сказал, чтобы мы читали акафист Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Содержание: