Биография Хильды (Зигрун) Пюшель

Текст, фото: Татьяна Волохонская

Основательница самой большой в ФРГ немецкой православной общины во имя святой Марии Египетской в Тюбингене Хильда Пюшель родилась в Берлине 11 мая 1930 года в лютеранской семье c именем Зигрун. Ее отец Освальд Майер-Хоуселле был детским врачом, а мать Эрнестина, урожденная Цицевич, была медсестрой. Зигрун училась в школе, которая во время Второй Мировой Войны была передислоцирована гитлеровским режимом на территорию оккупированной Польши в здания, из которых были предварительно изгнаны их хозяева. Ребенком она пережила бомбежки Берлина англичанами в 1940 году. По окончании войны она вернулась в Берлин, где в 1948 г. закончила лицей имени Ины Гайдель в Шпандау и получила аттестат зрелости. По окончании школы она прошла практику в детской консультации и поступила на психологический факультет Свободного Берлинского Университета, который успешно окончила.

С 1950 по 1955 она работала психологом в хосписе Тропической клиники им. Пауля Лехлера в Тюбингене. С 1955 до 1957 – работала психологом в учреждении для трудновоспитуемых детей. Она вышла замуж за врача 9 мая 1955 года. В этом браке у них родилось шестеро детей в 1956, 1957, 1959, 1962, 1963, 1964 годах.

В 1960 году вся семья переехала жить в Индию в небольшой городок западнее Мадраса – ныне он носит название Хеннай. Ее муж работал там врачом, а она медсестрой. По возвращении в Германию в 1972 году он получил должность в Немецком Институте Врачебной Миссии в Тюбингене.

На Рождество в 1977 году ее муж покинул семью, и она осталась одна с шестью детьми. Младшей дочери было тогда 12 лет. На фоне тяжелого жизненного кризиса она знакомится с митрополитом Антонием Сурожским (Блум). Это происходит на конференции Всемирного Совета Церквей, куда она была делегирована в августе 1977 года. Он служил там утренние молебны. Ее очень поразило то, что несмотря на плотный график и большую занятость, он смог уделить ей много часов личного общения. С этого момента она получила счастье видеться с ним по нескольку раз в год. Это, в конце концов, подвело ее к тому, что она приняла православное крещение в его кафедральном соборе в Лондоне 10 мая 1982 года.

1977 г. Хильда со своим духовным отцом Митрополитом Антонием Сурожским (Блум)

Таинство крещения было совершено лично митрополитом Антонием, который и назвал ее Хильдой (что значит «женщина-борец») в честь очень популярной в Англии святой игуменьи монастыря Уитби, память которой Православная Церковь празднует 17/30 ноября. Интересно, что преподобная Хильда основала в 657 году смешанный монастырь – женский и мужской – при разделенном жилье. Он стал самым значимым религиозным центром Англии. Святая Хильда большое внимание уделяла научному образованию монахов и монахинь. Как минимум шесть ученых епископов вышло из этого монастыря. Существует легенда, что в те времена местность эта кишела змеями, и что Хильда их обезглавливала и перекидывала через утес. Именно поэтому там находят теперь большие скопления фоссилий (окаменелостей).

Митрополит Антоний обратил внимание Хильды на то, что недалеко от Тюбингена живет немецкий православный священник, и дал ей его телефон. Так она познакомилась с игуменом Иоанном Бюхелер, уроженцем Штуттгарта. Втроем с еще одним православным немцем, художником Кристофером Пельцер они решили основать немецкую православную общину в Тюбингене, по благословению митрополита Венского и Австрийского Иринея (РПЦ МП). В октябре 1985 года они собрались в Шлаттерхаусе, чтобы выбрать имя для новой общины. Хильда мечтала, чтобы она носила имя ее любимой святой Марии Египетской. Восхищение житием этой святой пришло к ней после прочтения вышедшей в 1982 году во Фрайбурге книжки немецких писателей Гертруды и Томаса Сартори «Мария из Египта – всемогущество покаяния».
«Жизнеописание Марии Египетской, – читаем мы в предисловии, – тронуло Достоевского настолько сильно, что он не мог его слушать без слез, и причем – не столько от умиления, сколько от какого-то особого восхищения им. Даже в духовно оскудевших западных литературе и искусстве, кроется след этого восхищения ею. Художник экспрессионист Эмиль Нодле посвящает ей свой триптих. У поэта Рильке читаем мы о ней в «Новых Стихах». Брентано пишет объемный стихотворный фрагмент о ней. У Гёте Мария Египетская появляется в конце второй части «Фауста». Не оставила она равнодушным и сердце Хильды и она предложила сделать ее покровительницей новой общины. Какова же была ее радость, когда ее предложение было с радостью принято всеми остальными участниками собрания! Так возникла немецкая община православной церкви в Тюбингене.

1994 г. Лукаскирхе Штуттгарт (слева направо) Георг Ланг с сыном Йоханнесом, Татьяна Волохонская, Хильда Пюшель, Ута и Рудольф (сзади) Хеннинг.
1994 г. Лукаскирхе Штуттгарт (слева направо) Георг Ланг с сыном Йоханнесом, Татьяна Волохонская, Хильда Пюшель, Ута и Рудольф (сзади) Хеннинг.

В конце 80-х она насчитывала 10-12 членов и была самой большой немецкой православной общиной в ФРГ. Среди них были студенты и преподаватели богословского факультета Тюбингенского университета, которых привлекала в Шлаттерхаус именно практика церковного пения восточной христианской традиции. Речь идет о византийском хоре, которым руководил Эберхард Мария Цумброих, директор Музыкального Архива Восточно-Византийской церковной традиции в Гайльдорфе. Он и его жена были католиками. Все песнопения исполнялись хористами на немецком языке. Благодаря этому хору, Хильда смогла обучиться церковному пению, и впоследствии сама возглавила богослужебное пение в общине. Одним из студентов оказался шваб Михаэль Хаусер, который вскоре принял там же православие и, без малого, тридцать лет прослужил настоятелем тюбингенской общины. Немецкие богослужения привлекли к себе многих немцев, решивших, благодаря этому, перейти в православную веру. Впоследствии некоторые из них стали священнослужителями или монахами. Новую общину ее вдохновенные создатели воспринимали не иначе, как начало будущей немецкой православной церкви для своего народа.

1994 г. Лукаскирхе Штуттгарт: иеромонах Митрофан (Хаусер), Хильда Пюшель, Ута Хеннинг, Георг Ланг, Татьяна Волохонская
1994 г. Лукаскирхе Штуттгарт: иеромонах Митрофан (Хаусер), Хильда Пюшель, Ута Хеннинг, Георг Ланг, Татьяна Волохонская

Хильда всегда стремилась к благочестивой жизни. Ей посчастливилось совершить семь паломничеств в монастырь святой Екатерины на горе Синай в Египет и встретиться там с настоятелем архиепископом Дамианом. Он подарил ей свои четки и поддерживал ее духовно и молитвенно. Синай покорил ее и оставил отпечаток на всю ее жизнь в православии. Оттуда она привезла несколько больших цветных репродукций с малоизвестными тогда иконами «Спас Синайский» (VI века) и Богородицей Синайской (XII века). С них в 1995 году были сделаны иконы для первого иконостаса православной церкви Тюбингена в часовне Шлаттерхауса.

На Синай впервые ее пригласила подруга из Тюбингена. Они ехали туда на маленьком автобусе с группой туристов, чтобы увидеть восход солнца на Моисеевой горе. Пока группа завтракала, Хильда пошла осваивать древний легендарный монастырь-крепость. Позже, когда ее дочь играла в симфоническом оркестре Каира, она каждый год приезжала к ней туда и могла посещать монастырь. Благодаря письменной рекомендации на греческом языке от архимандрита Софрония (Сахарова) – настоятеля монастыря в Англии (Эссекс), куда Хильда очень любила ездить – она смогла лично познакомиться с игуменом Синайского монастыря. С тех пор ее принимали как гостью монастыря, она получила к нему свободный доступ и могла всегда останавливаться в гостинице для паломников. Однажды она встретила там Пасху. Вместе с греческой монахиней Арсенией, которая в тогда помогала вести письменные дела архиепископу Дамиану, она пыталась основать небольшой женский скит у моря. Они уже нашли для этого подходящий дом, но египетское правительство не разрешило двум женщинам жить на участке в одиночестве.

1999 Тюбинген, церковь прп. Марии Египетской в Шлаттерхаусе:Лариса Равдоникас, Хильда Пюшель – крестная мать Нафанаила Волохонского
1999 Тюбинген, церковь прп. Марии Египетской в Шлаттерхаусе:
Лариса Равдоникас, Хильда Пюшель – крестная мать Нафанаила Волохонского

Она очень хотела стать монахиней и несколько раз в год ездила в Англию не только к митрополиту Антонию, своему духовнику, который всегда заранее назначал ей встречи, но и в Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссекс. Он был основан архимандритом Софронием Сахаровым в 1958 году. Это был преемник и ученик святого преподобного Силуана Афонского, который учил любви к Богу и сам был объят пламенем Любви Святого Духа. Это ему принадлежат такие важные для христовых подвижников слова: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Особенностью этого монастыря было обязательное правило – четыре часа в день посвящать Иисусовой молитве в полном безмолвии. Этот обычай пришелся Хильде по сердцу. Она крепко подружилась с двумя немецкими монахинями – сестрой Йоханной и сестрой Элизабет. Игумен монастыря архимандрит Софроний уделял особое внимание образованию своих монахов и монахинь. Один послушник, молодой докторант по имени Мелхиседек, был отправлен им в Тюбинген на 6 недель на курсы немецкого языка, чтобы он смог успешно защитить диссертацию. Он жил у Хильды и регулярно посещал с ней службы в Шлаттерхаусе.

На ее желание стать монахиней митрополит Антоний сказал, что она может жить внутренней монашеской жизнью и что ей для этого не обязательно носить монашеские одежды. Лучше пусть она помогает выращивать внуков, чем станет монахиней без монастыря. Так она и поступила. В 1985 году в Берлине родились ее первые внуки, о которых ей нужно было много заботиться, потому что их покинула мать. С 1995 года стали появляться еще внуки, которым тоже очень нужна была ее помощь.

С 1979 года и до выхода на пенсию в 1984 году Хильда работала в Тропической Клинике Тюбингена. Благодаря этому она смогла полностью посвятить себя своей новой общине в должности ее старосты. Она сняла квартиру у русского педагога по фортепиано Тамары Николаевны Эльцберг и привела ее в церковь. Женщины хорошо понимали друг друга, и Тамара Николаевна завещала Хильде весь свой дом в Тюбингене на Вольфгангштокштрассе 2. С 1995 года Хильда много бывала в отъездах, заботясь о внуках. Она уже не могла так много заботиться об общине, как раньше, ее голос ослаб, слух ухудшился так, что она больше не могла петь в хоре. Насколько это было возможно, она посещала богослужения, которые тем временем из немецких превратились в церковнославянские, и она всегда брала с собой молитвенник на немецком языке, чтобы иметь возможность внимательно следить за каждым словом службы. Иподиакон Димитрий переводил ей проповеди с русского на немецкий язык. Хильда стала крестной матерью трех детей из общины и заботилась о них со всей ответственностью.

2005 г. Большой зал Шлаттерхауса: священник Павел Зонле, иподиакон Димитрий Бумажнов, Хильда Пюшель на праздновании 20-летнего юбилея общины прп. Марии Египетской1999 г.
2005 г. Большой зал Шлаттерхауса: священник Павел Зонле, иподиакон Димитрий Бумажнов, Хильда Пюшель на праздновании 20-летнего юбилея общины прп. Марии Египетской
1999 г.

Когда иподиакон Димитрий уехал из Тюбингена и русский язык стал в общине доминирующим, Хильда почувствовала себя отчужденной. Ей явно не хватало немецкого языка на богослужениях и было совсем не понятно, о чем все говорят между собой: ни русским, ни церковнославянским языками она не владела. Тогда протоиерей Михаил Фортунатов из Лондонского собора посоветовал ей пойти в немецкоязычный православный приход в Альбштате, который в середине 2000-х основал протоиерей Михаил Бук. Эту церковь в честь прп. Сергия Радонежского, а затем и ее дочерний приход в честь св. Мартина Турского в Балингене она регулярно посещала с 2006 по 2018 год, пока не продала свой дом в Тюбингене, чтобы иметь возможность переехать в дом престарелых – сначала неподалеку от Тюбингена, а затем в Кёльн в резиденцию Бергиш-Гладбах неподалеку от ее младшей дочери с внуками. Отец Михаил навещал ее там время от времени и причащал. Когда объявили пандемию коронавируса, посетителей перестали пускать вообще, в том числе и священников. Три года Хильда жила без причастия. Несмотря на это она говорила, что чувствует себя довольно счастливой и пребывает в созерцании, просто общаясь наедине с Богом. И в утешение она приводила в пример свою любимую святую и говорила: «Мария Египетская причастилась всего лишь раз в жизни!»

2006 г. Гора Шпицберг, Тюбинген: Хильда Пюшель и Димитрий Бумажнов на традиционном пикнике общины в честь праздника Святой Троицы
2006 г. Гора Шпицберг, Тюбинген: Хильда Пюшель и Димитрий Бумажнов на традиционном пикнике общины в честь праздника Святой Троицы

Община Тюбингена непрерывно поддерживала связь со своей основательницей. Однажды отец Димитрий, нынешний ее настоятель, причастил ее в больнице. Прихожане посещали ее дома в Тюбингене, а затем и в доме престарелых. В Бергиш-Гладбахе они поддерживают с ней связь по телефону. На день рождения они всегда присылают ей поздравительные открытки и букеты цветов. А в январе 2023 года для нее было организовано Святое Причастие священником Виктором из церкви Св. Константина и Елены в Кёльне, по просьбе старосты тюбингенской церкви Надежды Фишер. Во время телефонных разговоров с Татьяной Волохонской, Хильда всегда была рада слышать, что приход растет и что в нем регулярно совершаются службы. Она постоянно молится за прихожан и благодарит их за то, что они молятся за нее. «Как же это радостно слышать, что из маленького зернышка, которое мы когда-то посеяли, выросло большое дерево», — восклицает она в порыве вдохновенной и благодарности Господу и святой Марии Египетской.

 

 

2016 г. Дома у Хильды на Wolfgangstockstr. 2 в Тюбингене: Хильда с Татьяной Волохонской
2016 г. Дома у Хильды на Wolfgangstockstr. 2 в Тюбингене: Хильда с Татьяной Волохонской, автором статьи.

Фото: